Лилия Архипова: Духовно-нравственное воспитание

liliya-arxipova-i-voskresnaya-shkola-pokrovskogo-sobora-sarapulВ настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через т.н. «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Православная педагогика обогащала педагогику светскую цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, развития гармоничной личности. Понятия «нравственный» и «духовный» в православной педагогике определяются следующим образом: духовность — это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру; нравственность — это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие). Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к Вышнему и Горнему миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели. Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой — служение добру, служение людям.(1)

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей.

Особенность существующих программ в том, что они содействуют сохранению духовного здоровья детей, знакомят их с основами православной культуры. Но есть у них и ряд, с нашей точки зрения, недочетов: перегруженность информацией, использование абстрактных понятий, отсутствие взаимодействия образовательного учреждения с институтом семьи. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.(2)

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей псевдонаукой “валеология”, идеями “безопасного секса” и “планирования семьи”; отсутствие патриотического воспитания, целенаправленной комплексной молодежной, семейной государственной политики, государственной политики в интересах детей; резкие, не продуманные изменения в образовательной системе, вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне развитой личности. Все это происходит на фоне беспрецедентной для России, направленной на детей пропаганды разврата, порнографии, жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий при полной неспособности правоохранительных и иных органов государственной власти реагировать на факты нарушения прав детей и каким-либо образом изменить сложившуюся ситуацию. Это приводит к формированию вредных привычек у детей. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя.(1) Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей. Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности. Педагоги, изучая все лучшее, что было наработано, пытаются воспитать физически здоровую душу, наполненную духовной энергией, которой обладает православие, интеллектуально развитую личность. Используемые в школе учебные авторские программы и разработки уроков, внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы учителей по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни, что так актуально сегодня. Любая школа начинает новую жизнь — творческую, интересную, плодотворную. Дети, пришедшие за парты уже не те, что были 50, 30, даже 10 лет назад. Они более, активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться. Содержательность и осознанность нравственного «образа — Я» у второклассников — четвероклассников в их высказываниях-самоопределениях («хороший — не очень хороший») существенно не различаются. Характеристики национальной и гражданской принадлежности являются для младших школьников малозначимыми. Школьной микросредой недостаточно корректируется сознательное вырабатывание детьми нравственных норм, включая взаимоотношения со сверстниками (это значение школьной жизни было отмечено всего 6% выпускников: «быть доброй, дорожить дружбой», «нельзя обижать маленьких»). Слабеет влияние школьного образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания.(3)

В христианско-ориентированной педагогике подчеркивается, что «с пробуждением у ребенка самосознания наряду с нравственным воспитанием возрастает роль нравственного образования, поэтому большое внимание следует уделить формированию у детей правильных духовно-нравственных понятий» В этой связи мы привлекаем внимание к проблеме расхождения социально-этических понятий и духовных и «светских» смыслах и все большего размывания последних, что нравственно дезориентирует детей.Если мы не будем обращать внимание на состояние души, на духовно-нравственное состояние нашей молодежи, то при всех наших самых замечательных инициативах, методиках, программах, учебниках мы можем никакого результата не получить. Мы придем к такому человеку со своими инициативами, а он скажет, что это ему не интересно и не нужно. Очевидно, что состояние души, которое обходится молчанием в наших образовательных учреждениях, — одна из тех фундаментальных задач, которые стоят перед всеми нами. Это не просто задача, например, повышения качества гуманитарного образования, когда нужно ввести какие-то духовно-нравственные дисциплины, а это та задача, которая стоит сейчас в самой основе нашей жизни. Если мы ее не решим, можем просто потерять и детей наших, и Россию. Как это делать?(2)

Несколько слов хочу сказать о том, что же такое духовно-нравственное состояние человека. Есть разные понимания. Атеисты считают духовным человека, если тот начитан, соблюдает внешние рамки приличия, моральные нормы. Христианство дает очень простое определение: есть Дух Божий, благодать Святого Духа, та, которая преображает человека качественно. Он становится способен любить врага, ему дается необычайная радость бытия. Есть вещи, для светского человека совершенно непонятные. Например, старец Никон Беляев, один из последних старцев Оптиной пустыни, пережил расцвет обители, ее разорение, последние дни доживал в лагере среди шпаны уголовной, болея тяжелой формой туберкулеза. Что может человек в таком положении в таком месте писать в своем письме? Он пишет: “Радости моей нет предела. Я понял, что такое: Царствие Божие внутри вас есть”. Это состояние духовного человека, когда душа восходит на высоты Духа, любовь неизреченная и радость неизреченная присутствуют в человеке независимо оттого, где он находится, в каких условиях. Так вот, когда идет речь о духовно-нравственном воспитании детей, мы говорим о том, чтобы у детей была вот такая душа. Не то чтобы они изучили какие-то предметы, получили знания в области, скажем, архитектуры храмов или истории Православия, а чтобы у человека была душа здоровая. В таком состоянии можно обучать и всему остальному.(3)

В России, веками Православие было культурообразующим, духовным началом, на его основе создавались нравственные устои, этикет, семейные, общественные отношения. Поэтому закономерно обращение к педагогическому наследию Церкви, воспитавшей тех, кого назвали святыми — образцами наивысшей нравственности и духовности. Воскресные школы Русской Православной Церкви – это не только обучающие образовательные учреждения, приоритетом здесь является воспитание и развитие: духовное, нравственное, творческое и интеллектуальное. Духовность, в православном понимании, деятельность – раскрытие всего потенциала человека,возможность через служение стать образом и подобием Творца. В современном образовании часто искажается, выпадает необходимое детям духовное и нравственное воспитание. Но формирование ценностных иерархий, основ нравственного поведения и духовно – нравственное развитие личности неотделимо от воспитания, ошибочный выбор системы и его идеалов несет необратимые, разрушительные последствия для общества. Духовное воспитание – формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающее устойчивое и гармоническое развитие человека. Оно воспитывает чувство долга, справедливости, искренности, ответственности и другие качества, придающие смысл делам и мыслям человека. Нравственное воспитание – формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию, умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного морального поведения. Профессор, протоиерей Глеб Каледа, говоря о принципах православного образования, писал, что необходимо опережение морально-нравственным воспитанием рационально-информационного обучения. На этот принцип ориентируются в деятельности педагоги Воскресных школ. В любой Воскресной школе создаются условия для личностного развития учеников, воспитания нравственности, патриотизма, раскрытия и обогащения их творческого потенциала. Это достигается: созданием условий для качественной и разнообразной воспитательной и образовательной работы школы; через восстановление, обогащение и реализацию воспитательного потенциала Церковно-приходских и Воскресных школ, воспитательных традиций в организации учебной и внеучебной деятельности учеников. (1)

На уроках в воскресной школе решаются такие задачи как: изучение Священного Писания и Предания, святоотеческого наследия; духовно-нравственное развитие учащихся; воспитание целостного видения мира и человека, как неповторимого Творения; формирование эмоционально-целостного отношения к миру, к другим людям; ознакомление с культурным наследием Православия; художественно-эстетическое развитие, гармонизация восприятия.

Современная воскресная школа ставит новые проблемы перед приходами, всеми, кто так или иначе связан с просветительско-образовательной деятельностью Церкви. Воскресная школа в настоящее время является организацией с большими возможностями и перспективами. Ситуация сейчас такова, что внешкольная работа с детьми практически сведена к минимуму. Раньше эта работа, напротив, была поставлена широко и разнообразно — спорт, художественные кружки, танцевальные, театральные и многое-многое другое. В настоящее же время, когда и культурный уровень общества резко упал, и помощь, оказываемая семьям, крайне незначительна, и все более или менее интересные кружки являются платными, досуг ребенка оказывается ничем не заполненным. А для ребенка самое страшное это безделье, свободное, ничем не занятое время. Поэтому воскресные школы наполняются очень быстро. Идут дети из семей среднего достатка, нуждающиеся в заполнении досуга. В воскресной школе дети имеют возможность общаться с грамотными преподавателями, с храмом, богослужением, с духовной жизнью. С этого надо начинать брать как можно больше детей и формировать из них церковных детей, которые будут общаться с православными людьми, и формировать под их воздействием свое мировоззрение, позицию в обществе.

Можно сказать, что воскресная школа это школа дополнительного образования. Почему? Потому что основная, общеобразовательная школа не дает многое из того, что нужно дать ребенку как будущему члену общества, как христианину, как высоконравственному человеку. В воскресных школах есть такие предметы как Основы нравственности, Христианская этика, Традиции благочестия, отсутствующие в общеобразовательных школах. Воскресная школа вводит детей в мир национальной русской культуры и искусства, в историю своего Отечества, т.е. формирует у детей национально-патриотические чувства.

Наша цель — воспитать личность. Не вялого, пассивного, со всем согласного и безынициативного человека, а сильную личность. Действительно, необходимо вписать православно ориентированного ребенка в современный мир. Мы должны приспособить наших детей к этому миру. Вот наша задача. Чем профессиональнее преподаватель — тем лучше для школы, а если он еще и духовный человек, это уже идеал. Нужна полнота личности в каждом, кто встает на занятиях перед детьми. Это человек, любящий детей, любящий свое дело, талантливый, обладающий полнотой личности. Часто в людях их таланты в миру не реализуются, творческие данные не находят выхода. Надо разглядывать на приходе людей ярких, незаурядных и давать возможность им реализовываться, и тогда человек будет неограниченно отдавать себя, притом безвозмездно. Можно дать ребенку хорошее образование, но он останется при этом злым и циничным. Необходимо комплексное отношение к ребенку, творческое отношение. Задача — отыскать творческие личности. Их много, нужно лишь выявить их и помочь раскрыться. Это важная работа, которую должен вести приход брать верных, преданных людей из прихожан и формировать из них лидеров воскресной школы.(2)

В заключении хочу сказать , что проблемы духовно-нравственного воспитания в педагогике ещё до конца не решены. Многие , источники , мною рассмотренные, об этом тоже пишут. И вот здесь-то, как мне кажется, может помочь воскресная школа в процессе духовного образования наших детей ,будь то ребёнок или студент. Хотя самое страшное для воскресной школы — холодность и формализм преподавателей. Поэтому наша задача — увлечь, вдохновить детей, направить их на добро, через занятие интересным, важным, полезным делом, притом с искренней заинтересованностью со стороны педагога.

Отсюда следует, что в процесс обучения в воскресной школе надо задействовать всех. Например, кто-то из прихода умеет хорошо шить — пусть учит детей кройки и шитью; кто-то умеет рисовать, кто-то любит ухаживать за садом, кто-то хорошо готовит, кто-то знает и может преподавать математику и т.д. — в воскресной школе пригодится все, лишь бы педагог горел своим делом, смог бы зажечь, вдохновить детей.

 

  1. Борытко Н. М. Онтологический подход в воспитании. Сб. Духовно-нравственное воспитание: от методологии педагогической деятельности. Волгоград 2005.
  2. Максимова Г. П. Методика церкви и проблема методов православного воспитания. Сб. Духовно-нравственное воспитание: от методологии к педагогической деятельности. Волгоград 2005.
  3. Петракова И.. Духовные основы нравственного воспитания. М.. 1997.

(204)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *