Неделя 3-я по Пятидесятнице. Собор святых земли Удмуртской

Неделя 3-я по Пятидесятнице. Собор святых земли Удмуртской

 

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? что нам пить? или во что одеться?» (Мф.6:31-33) — так, дорогие братья и сестры, через Свое Евангелие, которое мы слышали за Божественной Литургией, обращается к нам Сам Господь и Спаситель наш. Господь обращал внимание на собственную жизнь людей, побуждал их к тому, чтобы они пересмотрели свою жизнь и устрояли ее по Его заповедям. То же самое Божественное слово, которое было обращено непосредственно к слушателям Господа, обращено и к нам через века, оно такое же живое и действенное это слово, это Божественное учение, которое побуждает и нас внимать ему и устроять свою жизнь надлежащим образом.

Ныне мы слышали слова Господа о том, что не нужно заботиться и говорить: «что нам есть? что нам пить? или во что одеться?» (Мф.6:31-33). И если мы восприняли эти слова таким образом, что Господь запрещает вообще всякое попечение об естественных потребностях, то мы бы впали в тяжкое заблуждение, потому что те слова, которые мы слышим в отрыве от других наставлений Господа, могут представляться нам неисполнимыми. А ведь Господь не отвергает естественных потребностей человека. Он Сам говорит, что человек должен руководствоваться тем законом, который вложен Самим Господом в природу человека, а этот закон, конечно, побуждает человека и есть, и пить, и одеваться, и заботиться о естественных своих нуждах. Господь через Своего Апостола прямо сказал: «Никто не ненавидит свою

плоть, но питает и греет ее» (Еф.5:29), а это указывает на то, что человеку естественно заботиться о том, чтобы поддерживать свою жизнь соответствующим образом. Однако греховный человек естественные потребности превращает очень часто в противоестественные. Природа человеческая требует пищи — это естественно, но человек вместо того, чтобы утолять голод — объедается. Человеку свойственно утолять свою жажду, а он упивается и тем самым вредит своей природе, всему своему человеческому естеству. И поэтому, когда мы слышим слова Господа: «Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? что нам пить? или во что одеться?» (Мф.6:31-33), то должны понимать, что Господь здесь запрещает чрезмерное увлечение удовлетворением плотских потребностей. Потому что, действительно, если человек всецело поглощается этими заботами и забывает о духовных ценностях, то он превращается в раба своих страстей и похотей и естественные потребности действительно превращает в противоестественные, безмерно удовлетворяя тем потребностям, которые чем больше удовлетворяются, тем больше требуют от человека еще увлекаться тем, что побуждает действовать его не по закону Божию, а по закону греховного влечения.

И, таким образом, дорогие братья и сестры, мы должны понимать слова Господа о том, что не нужно чрезмерно заботиться о своих телесных, естественных потребностях. Господь в том же Евангелии, которое мы слышали сегодня, говорит о том, что не нужно служить двум господам, потому что, если одного господина человек будет любить, то другого будет ненавидеть; если будет одному угождать, а другого будет пренебрегать. Господь говорит прямо: «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф.6:24) -вот два господина: Господь и маммона, который очень часто превращается в господствующее начало для тех людей, которые увлекаются чрезмерно телесными потребностями и забывают о душе — вечной, бессмертной.

Вот, дорогие братья и сестры, те наставления, которые мы должны почерпнуть из евангельского повествования. Святитель Иоанн Златоуст, объясняя это место Евангелия от Матфея, говорит о том, что человек создан не для того, чтобы есть, пить, одеваться, а для того, чтобы устремляться к непреходящим благам — вот в этом заключается смысл и значение человеческой жизни.

Человек должен помнить о том, что все, что в этом мире совершается

происходит по промыслу Божию, который простирается, на все творение и на человека. И, благодаря этому промыслу человек и действует, и живет, и существует, и надлежащим образом, если человек обращается к Богу, осуществляется и его земное бытие. И поэтому, как говорит святой Иоанн Златоуст, необходимо стремиться к тому, чтобы заботиться о вечных благах, а не о скоропреходящих земных благах, которые как приходят, так и уходят. Человек с собой ничего из этого мира взять не может, а может взять только те духовные дары, которые он сам приобретает своими добрыми делами. Тот же святой Иоанн Златоуст говорит, что маммона противоречит и противодействует тому, что требует Господь. Он говорит, что Господь требует от нас и ожидает от нас, что мы будем жить целомудренно, а маммона побуждает жить блудно; Господь повелевает делиться своим имуществом с ближними, а маммона побуждает похищать то, что не принадлежит ему и пользоваться чужим имуществом. И, таким образом, то, что требует Господь и что требует маммона, находится в непримиримом противоречии. Поэтому Господь и говорит, что: «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф.6:24), а служение маммоне означает служение плотским потребностям — это, когда человек чрезмерно увлекается тем, что удовлетворяет свои потребности и чрезмерно стремится об угождении своей плоти.

Поэтому, дорогие братья и сестры, внимая евангельскому повествованию и наставлениям святоотеческим, в частности святителя Иоанна Златоуста, будем стремиться к тому, чтобы действительно маммона не обладал нами, что бы мы заботились не только о плоти, но и заботились о душе, должны устремлять свой дух, свое сердце, свой разум к Богу для того, чтобы, пользуясь благоразумно земными благами, мы достигли и удостоились вечных, непреходящих благ в непрестанном созерцании и общении с Господом и Спасителем нашим.

(99)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *