Слово на Божественной литургии в Неделю 23-ю по Пятидесянице

Во имя Отца и Сына и Спятаго Духа! Церковь раскрывает нам понимание того, что причину наших несчастий, нашей неустроенности, всех тех неприятных событий, которые мы переживаем, нужно искать не в каких-то других людях, а в своей собственной душе, Причина всего плохого, что мы чувствуем, заключается в пас самих, то есть в наших грехах. Указывая, как избавляться от этих грехов, Церковь предлагает нам пркаяние, молитву, предлагает нам участие в Святых Таннствах.

Когда мы слышим проповедь о добрых делах и о грехах, эта проповедь часто кажется нам

чем-то отдаленным, отвлеченным, не относящимся к реальной жизни. Мы порой относимся к этому как к некоему благочестивому назиданию, на не думаем, что это относится к нам самим. И вот сегодия мы слышали Евангелне, в котором Сам Господь наш Иисус Христос Своим чудом показывает нам дуковное значение зла и раскрывает всю пагубность нашего нежелания исправиться. Действительно, Спаситель во время Своей жизни совершал различные чудеса. Зачем Он делал это? Чудеса, которые соверішал Гесподь, — это, прежде всего, наглядная проповедь на все века и на все времена о тех духовных законах, которые мы должны знать, и которые должны стремиться исполнять. Одно дело, когда мы просто слышим о зле в нашей душе, когда мы слышим о том, что грех лишает душу свободы, связывает ее, делает нас нспохожими на пюдей, унижает нас. И совсем другое дело, когда мы в Евангелни читаем о том, как бесноватый человек не может жить в человеческом жилище, не может одеться в человеческую одежду. Его заковывают в пени — а он их разрывает. Он с бетумным видом носится по окрестностям и наводит ужас на жителей. Гадаринский бесноватый, о котором мы сегодия слышали в Евангелии, — это образ нашей души, которую терзают грехи и страсти; образ нашей души, которая создана по образу и подобию Божию, которая призвана к тому, чтобы жить в любви, милосердии, радости, счастье, чистоте и святости, а вместо этого грехи терзают нашу душу и делают ее безобразной, и мы идем велед за нашими страстями, и злобствуем, и ненавидим, осуждаем, и душа паша связывается этими чувствами, как железными цепями. Нет уже у нас одежды добрых дел. Нет у нас доброго жилища, где должна пребывать душа наша. Такоз образ бесноватого, если применить его к нашим сердцам и нашей жизни. И когда Господь встречает его. все эти бесы, которые поселились в его душе, начинают кричать и говорить Ему: «Уйди от пас! Зачем ты пришел прежде времени мучить нас?!» Вот эти слова — как они похожи на то, когда мы постоянно откладываем дело исправления нашей души, постоянно отолвитием время покаяния и говорим: «Потом исправимся! Потом сделаем что-то доброе; потом начнем жить по-христиански; потом будем изучать заповеди Божии; потом будем молиться; потом в храм пойдем. Некогда нам сейчас!»

Не душа наша это говорит! Наша душа стремится ко Господу. Это — те злые страсти, которые взяли в плен нашу душу так же, как эти бесы, которые обдеркали несчастного бесноватого, говоря Христу: «Уйди от нас. Зачем Ты пришел прежде времени мучить нас?» Что происходит дальше? Эти же бесы начинают упрашивать Христа, чтобы Он не повелел им идти в бездну. Закон Моисеев запрещал евреям держать свиней и употреблять их в пищу. Гадаринская страна, в которой жил бесноватый, граничила с языческими областями, и ради прибыли, ради того, чтобы получать выгоду, жители этой страны шли на прямое нарушение закона: содержали свиней. Господь, чтобы показать им, к чему приводит нарушение закона, разрешает бесам войти в свиней, и стадо, обезумев, бросается с крутого берега в озеро и погибает.

Дорогие братья и сестры! Это очень наглядный образ. Если мы будем делать что-либо противоречащее закону Божию, то наше дело рухнет — так же, как свиньи рухнули в озеро. Если мы будем думать, что приобретем себе благополучие вне закона Божия, вне правды Божией, вопреки заповедям Господним, — даже если у нас что и окажется, это все нечезнет и превратится в прах так же, как превратилось в один момент в прах все богатство жителей этой страны, которое они вложили в огромное свиное стадо. Господь предупреждает нас, чтобы мы не обманывали и не думали, что ложью и неправдой можно приобрести себе что-то доброе. Чтобы мы не думали, что за счет обиды другого человека, за счет несправедливости, за счет немилосердия мы что-либо доброе сможем

приобрести для себя. Если мы пойдем путем греха, которым идет мир сей, когда, например, брат судится с братом

из-за квартиры, когла дети судятся с матерью и лишают ее плошади, и выстанляют на балкон и говорят: «Здесь живи, нет тебе другого места!» — тем самым ничего доброго мы для себя не приобретем. Нет! Сам Господь показывает это. Какое было большое богатство у гадаринских жителей! Сколько они могли за каждую свинью выручить — и все это в одночасье погибло! Так погибнет и любое злое дело человека. Не принесет оно ничего доброго — ни для него, ни для его родных и близких. Когда совершилось это чудо, когда бывший бесноватым человек стал дравомыслящим, пришли жители этой страны. Господь обличил их во грехе, показав, что им надо исправиться, Он показал им, Кто может их исправить, Кто может им помочь. Куда уж более наглядно? Человек, который ни в одежду человеческую не одевался, ни в домах человеческих не жил, которым был одержим бесом, стал здоров и разумен. Какой прекрасный пример перед их глазами! Но что эти люди делают? Они просят Христа, чтобы Он ушел из их страны. Они так огорчились о потере своих свиней, что ни о чем другом и думать не хотели. Дорогие братья и сестры! Как часто мы сами не желаем нашего исправления. Как часто мы говорим:»Да, мы люди грешные», но говорим это не с ужасом, не со страхом, предвидя, к чему приводит грех, а как о чем-то обыденном. Как бы говорим тем самым Христу: «Пока уйди от нас, из нашей жизни. Мы поживем по своему греховному обычаю. Ты нам не нужен, мы будем жить без Тебя». Дорогие братья и сестры! Сегодняшнее евангельское чтение предупреждает нас о необходимости духовной борьбы; о необходимости для каждого из нас борьбы со своими грехами и страстями, потому что мы наглядно сегодня увидели, какая страшная сила может властвовать над нашими душами. Но и сегодня мы наглядно увидели, Кто может избавить нас от этой власти зла, Кто может нас спасти, Кто может исправить нас — Господь наш Иисус Христос. Он имеет власть очистить наши души, развязать союз греха и дать нам силы для исправления. Когда этот, бывший ранее бесноватым, человек пришел вновь ко Христу, Тот сказал: «Иди и расскажи всем, что сделал с тобой Бог». Господь дает ему силы не только к исправлению, но и силы для проповеди Слова Божия. Дорогие братья и сестры! И нам Господь дает силы к исправлению нашей жизни и к проповеди Слова Божия, по тому что подлинная проповедь — это не значит просто рассказать о Христе. Подлинная проповедь Слова Божия — это ежедневная жизнь со Христом. «Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы видели ваши добрые дела и прославили Отца вашего Небесного», — говорит Господь (Мф. 5. 16). Значит, если мы будем обращаться ко Господу, Он даст нам силы жить вместе с Ним, укрепит нас жить по совести, поможет жить по заповедям Божиим, наставит нас, что бы нам не грешить. Мы только не должны прогонять Его, не должны слушать врага рода человеческого, который внушает нам говорить Христу: «Отойди, зачем Ты пришел к нам?» Мы не должны уподобляться жителям страны гадаринской, которые прогнали от себя Христа, а наоборот, мы должны призывать к себе Христа Спасителя — в жизнь нашу, в душу нашу, Как мы можем это сделать? Главным образом — через Церковь, через Таинства церковные. Дорогие братья и сестры! Господь наш Иисус Христос пришел избавить нас от власти зла над нашими душами. Будем же идти за Ним, за Спасителем нашим — и Он спасет нас. И в этой временной жизни поможет нам и не оставит нас, и в вечной жизни дарует нам райское блаженство, Аминь.

.

(12)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *