Неделя 16-я по Пятидесятнице, пред Воздвижением

В Евангельском чтении этого воскресного дня мы слышали притчу, рассказанную Господом нашим Иисусом Христом, в которой
говорится о том, как мы должны использовать те дарования, которые даны каждому из нас. Эта притча настолько вошла в сознание людей, что даже название монеты, которая упоминается в этой притче — «талант» — стало нарицательным в обозначении способностей, которые есть у людей. Эта притча, обращена к каждому из нас, потому что каждому даны какие-то способности. Каждый из нас, еще при рождении, получил некоторую благодать от Бога. И на протяжении всей своей жизни мы стоит перед вопросом: как ты употребляешь те способности, которые у тебя есть? Ум есть у человека — его можно по-разному употребить. Можно придумывать изощренные планы грабежей, обманов, а можно этим же умом придумать, как дома строить, как людей одеть, как их накормить. Человеку даны руки — и порой эти руки бывают очень искусными, что он сделает своими руками: сделает ли он какую-нибудь прекрасную вещь, на которую будут все любоваться, построит ли он дом или, наоборот, этими руками будет губить других людей. Сегодня Господь призывает данные нам способности приумножать во благо — в первую очередь для нас самих. Чтобы наша душа была радостна и спокойна, в ней должно быть добро, в ней должна быть любовь. Чтобы наша душа была радостна и спокойна, мы должны научиться обращаться к Богу, молиться Ему и быть вместе с Ним, и тогда Господь будет указывать нам, как избегать греха. Будет Господь указывать нам, что важно в этой жизни, а что не очень; куда нам нужно прилагать все свои силы, а куда нет. Смотрите: тот человек, который скрыл серебро господина своего, этот один талант закопал в землю. Почему здесь употреблено выражение, что он его «закопал в землю»? Это ведь тоже символ! Если на церковном языке мир духовный, высший, святой, мир любви, веры, надежды называется «небом», то противоположный этому мир называется «землей». И, значит, тот, кто закопал талант в землю, все свои силы и все свое умение, все знание употребил для того, чтобы приобрести что-то «доброе», но без Бога, без Неба. Но можно ли что-то доброе сделать без Бога? На всем протяжении своей истории человечество пытается что-то делать доброе без Бога, но ничего не выходит. Любое дело, делаемое без Бога, в конечном итоге оказывается не только вредным для делающего его человека, но и оно этого человека оставляет ни с чем — весь плод жизни, все, что он делал, рушится в один момент! Человек в один момент может лишиться жизни. Что же он возьмет с собой? Сумеет ли он взять с собой то, что он накопил? Будь это хоть самая небольшая сумма денег, или вещи, или дом, или квартира, или мебель — все то, что нам всегда кажется очень важным и нужным — сумеет ли это человек сохранить? Нет, не сумеет! А если всю жизнь ничего другого ты и не хотел, и ни о чем другом не думал, и ни к чему другому не стремился — с чем ты останешься? Ни с чем! Вот об этом и предупреждает нынешняя притча: если человек зарывает свой талант в землю, то есть не трудится для своей души, не ищет веры, надежды, любви, но весь погрязает только в повседневной суете и не думает о небесном, то и то, что, как ему кажется, он имеет, у него отнимется. То, на что он надеялся, оказывается пустым, бесполезным и рассыпается в прах. Дорогие братья и сестры! Сегодня мы собрались в храм для молитвы. Испросим у Господа нашего Иисуса Христа благословения на то, чтобы данные нам от Него таланты и способности мы всегда использовали для дел милосердия и любви. Чтобы мы всегда помнили, что то, что дал нам Господь мы должны преумножить во славу Его и ради блага ближних. Аминь

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Давайте, дорогие

мои, по-настоящему задумаемся: а что же мы в этот день отмечаем, что в этот день для нас всех дорого, с чем лично я уйду из храма и какая лично для меня радость в том, что сегодня праздник Рождества Божией Матери?

После рождения Девы Марии мир стал другим. Вспомним, как первые лучи зари еще не освещают землю, но уже пронизывают светом темное небо; так Рождество Богородицы — словно заря. Это первое событие, с которого началась история нашего спасения.

День же этот великий и знаменательный для нас: сегодня каждому дается потенциальная возможность стать причастником, соучастником и наследником вечной жизни. И не просто вечной жизни. Гранитный камень, казалось бы, тоже вечный, но этот камень ничего не понимает, ничего не чувствует, для него все безразлично. А для человека это не просто вечность, а вечность творческая, вечность, развивающая его личность, вечность, расцветающая от раскрытия той же личности.
Об этом апостол Павел сказал: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9). Это невозможно себе даже представить, но это было приоткрыто апостолу Павлу; он сказал, что мы об этой будущей жизни можем думать, все равно что гадая в зеркале: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же ли-
цем к лицу…» (1 Кор. 13, 12).
И кто-то из мудрых людей сказал, что все безбожники, атеисты и скептики останутся таковыми только до смерти, а после смерти, когда откроются их глаза и увидят они все, окажется, что былая реальность стала мифом, а то, что эти люди почитали за миф, за сказку, за легенду, стало реальностью.
Но только в тот момент осознание это будет уже слишком поздним, потому что надо каяться и исправляться не тогда, когда тебя поймали за руку, а гораздо раньше.
Для нас в том и состоит радость праздника, радость от ощущения полноты бытия, что через личный подвиг Матери Божией, а не просто так, механически, наугад, Она была избрана из всего человеческого рода. В Книге Песнь Песней Соломона есть такие слова: «Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!» (Песн. 4, 7). Именно на Деве Марии нет ни пятнышка греховного, так Она была чиста! Она — «легкое облако» (ср.: Ис. 19, 1), совсем не испытавшее тяжести греха.
Нет, не наугад, и не случайно, и не просто так Она была избрана от рода человеческого, а за святейшую, чистейшую, праведнейшую, целомудреннейшую, мило- серднейшую, кротчайшую жизнь. Она была избрана стать Матерью Бога, так как Своей чистотой и добродетелью превзошла не только людей, но и ангелов, явилась живым храмом Божьим. (Из слова  на литургии архим. Мелхиседека (Артюхина) 2000 г.)

(13)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *