Неделя 25-я по Пятидесятнице

Неделя 25-я по Пятидесятнице.

Притча о милосердном самарянине

Слово на Божественной литургии

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Я хочу обратить ваше внимание на две или три черты сегодняшней притче. Нам сказано, что некий человек шел из Иерусалима в Иерихон. В Ветхом Завете Иерусалим был местом, где пребывает Бог: это было место поклонения Богу, мес молитвы. Человек этот был на пути в низину, с горы видения он спускался туда, г протекает человеческая жизнь.

На этом пути на него напали, сняли его одежду, ранили и бросили при дороге. Три человека, один за другим, шли этой дорогой. Все трое побывали там, где живет Бог, все трое были в месте служения Богу, поклонения Ему, в месте молитвы. И двое из них прошли мимо раненого. Текст так ярко описывает, что священник просто прошел мимо: нам даже не сказано, что он хоть взглянул на него. Он был человек обеспеченный, ему дела не было (так, во всяком случае, он думал) до человеческой нужды: он ничему не научился из молитвы Богу, Который — сама Любовь. Затем прошел следующий, левит, человек сведущий в Писании, но не знающий Бога. Подошел, постоял над умирающим раненым — и пошел дальше. Его ум — казалось ем поглощен более высокими вещами, чем человеческая жизнь, человеческое страдание.

И наконец, прошел человек, который в глазах иудеев был презренен в самом своем бытии: не за свои личные, нравственные или иные недостатки, а просто потому что он был самарянин — отверженный; в Индии его назвали бы парией. Этот человек остановился над раненым, потому что он-то знал, что такое — быть отверженным, что-такое — быть одиноким, что значит, когда мимо тебя проходят с презрением, а порой ненавистью. Он склонился над раненым, сделал, что мог, для облегчения его страданий, отвез его в покойное место: и все это он сделал ценой собственной. Он не только оплатил гостиннику уход за раненым: он отдал свое время, свою заботу, свое сердце. Он заплатил всеми возможными способами, какими мы можем заплатить оказав внимание окружающим нас людям.

Мы провели целое утро в присутствии Самого Бога, в месте, где Он обитает, слышали, как Его голос говорил нам о любви: мы провозглашали, что мы верим в этого Бога, Который — сама Любовь, в Бога, Который отдал Своего Единородного ради того, чтобы каждый из нас — не все мы коллективно, но каждый из нас лично — мог получить спасение. Мы сейчас выйдем из этого храма: в течение предстоящей недели или до следующего посещения храма мы встретим много людей. Окажемся ли мы подобными священнику? или левиту? Пойдем ли мы, размышляя о том,что мы здесь узнали, храня в сердце изумление и радость, но проходя мимо каждого встречного, потому что мелкие заботы могут нарушить наш покой, отвести наш ум и сердце от чуда встречи с Богом, от Его присутствия? Если так мы поступим то мы мало что поняли (если вообще что-то поняли) о Евангелии, о Христе, о Боге. А если

мы, подобно юноше, подобно книжнику, спросим: Но кто мой ближний? Кто тот, ради которого я должен быть готов расстаться с глубочайшими переживаниями моего сердца, с самыми возвышенными размышлениями, с наилучшими моими чувствами? — ответ Христа прост и прям: Всякий! Всякий человек, кто нуждается в тебе, на любом уровне: на простейшем уровне пищи или крова, чуткого внимания, заботливости, дружелюбия.

А если однажды (этот день может и никогда не наступить, но может прийти в любой момент) от нас потребуется больше, мы должны быть готовы любить нашего ближнего, как нас тому учит Христос: с готовностью жизнь нашу положить за него. Положить жизнь не означает умереть; речь идет о том, чтобы изо дня в день отдавать нашу заботу всем тем, кто в ней нуждается; тем, кто в печали и нуждается в утешении: тем, кто в растерянности и нуждается в укреплении и поддержке; тем кто, голоден и нуждается в пище; тем, кто обездолен и, может быть, нуждается в одежде: и тем, кто в душевном смятении и, может, нуждается в слове, которое изольется из той самой

веры, которую мы черпаем здесь и которая составляет самую нашу жизнь.

Выйдем же отсюда, вспоминая эту притчу не как одну из самых прекрасных сказанных Христом вещей, но как прямой путь, на который Он призывает нас встать. Она учит нас относиться друг ко другу, оглядеться вокруг внимательным взором, помня, что порой малейшая ласка, одно теплое слово, одно внимательное движение может перевернуть жизнь человека, который в одиночестве стоит перед лицом собственной жизни. Пусть поможет нам Бог быть подобными милосердному самарянину на всех уровнях и по отношению ко всем людям, Аминь!

* * *

Сегодня мы совершаем память великого святителя и учителя Церкви, Иоанна, архиепископа Константинопольского, названного за редкий дар слова Златоустом. Ещё в бытность свою смиренным пресвитером в Антиохии, не искавшим ни славы, ни чести, будучи слабым телом, и внешне не примечательным, он был велик духом и крепок верой. Ничьё слово в Антиохии не имело большего влияния, чем проповедь Златоуста. Слава его распространилась далеко за пределы страны, и пресвитер Иоани на 50-м году жизни был призван к святительскому служению на столичную кафедру в Константинополь. Его проповедь привела многих грешников к праведной жизни. Но ненавидевшие праведную жизнь люди из числа императорского двора и клира стали его лютымн врагами. Они добились его осуждения и ссылки. Измождённому болезнью спятителю предетоял тяжкий путь, пролегавший через Малую Азию и горную Армению. Погоняемый не знавшей сострадания стражей, вступил он в пределы Кавказа и с трудом достиг окрестностей современного Сухуми. Там, в последний раз совершив Литургию, он скончался со словами: «Слава Богу за всё».

Славя земной подвиг великого Святителя, научимся не страшиться страданий. причиняемых нам телесной болью, душевной скорбью или нанесённой обидой. Пусть жизненные невзгоды не омрачают нашу душу, пусть радость вселяется в наши сердца обильно. Испросим у святителя Иоанна Златоуста дара светлого мужества, с которым он сам прошёл свой жизненный путь. Вместе с великим угодником Божиим возблагодарим Бога за всё совершающееся с нами, за всё дарованное нам Богом в этой жизни.

(21)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *